КРАСНЫЙ САЙТ КРАСНОДАРА.

КПРФ - ВЫХОД!


16:33
Н.М. ЛЕВЧЕНКО: КОМСОМОЛЬЦЫ НУЖНЫ БЫЛИ ВЕЗДЕ...

1 августа одной из самых известных в нашем городе и крае партийных и комсомольских работников, коммунисту с 66-летним партийным стажем, активисту КПРФ Левченко Надежде Мироновне исполнилось 89 лет, во что трудно поверить. Накануне этого события я побывала у Надежды Мироновны на работе (да, да эта удивительная женщина до настоящего времени возглавляет две краснодарские коммерческие организации!), чтобы пообщаться с ней о ее жизни, узнать о деятельности компартии, комсомола в нашем городе и крае в советский период.
Поприветствовав Надежду Мироновну - уверенную в себе, умудренную опытом, собранную и подтянутую женщину-руководителя, которую буквально атаковали деловые телефонные звонки, я поинтересовалась ее занятостью.
На это Надежда Мироновна ответила: «Да, у меня очень сложная работа. "Очень" - не то слово… И ее столько много… Что Вы хотите - кто не работал при капитализме, тот ничего про него не знает… Я принесла не только фотоальбом, но и партийные билеты - мой и моего мужа… Я вступила в партию в марте 1953 г., а Николай Федорович - в мае 1948 г.».
Нашу беседу Надежда Мироновна начала с рассказа о своем муже, Тихненко Николае Федоровиче. Совсем юным он попал на фронт, доблестно воевал три долгих суровых года - пешком от Нальчика дошел до Берлина. Он освобождал Донецк, Одессу, Киев, Варшаву… штурмовал Рейхстаг, расписавшись на его стенах: "Мы из Армавира". Демобилизовался Тихненко Н.Ф. лишь в 1952 г., отслужив на Дальнем Востоке 5 лет в морфлоте военным моряком. У Николая Федоровича очень много наград, но он носит только медали и ордена за боевые заслуги (юбилейные не носит), сообщила Надежда Мироновна.
Тихненко Николай Федорович - единственный в России, кого наградили дипломом "За достойный ответ фальсификаторам истории Великой Отечественной войны". Город присвоил ему высокое звание - "Имя Краснодара".
Наш уважаемый земляк написал замечательную книгу о Великой Отечественной войне «Наше дело правое». В ней, кстати, рассказывается и об освобождении нашей родной Кубани от фашистских оккупантов. Автором вдумчиво и доходчиво анализируются события первых дней войны, разоблачается умышленное бессовестное принижение роли И.В. Сталина как организатора Победы, доказывается несостоятельность обвинений в адрес Сталина в т.н. «репрессиях» и во многом другом. Большое спасибо за это Николаю Федоровичу!
Как рассказала Надежда Мироновна, «Тихненко считают «сталинистом», и никто не помогал ему в издании книги. А ведь основная роль в организации обороны и Победы в войне принадлежит  Сталину».
Надежда Мироновна много лекций прочла по этой книге, находя живой отклик у слушателей: «Люди все сидят и плачут… Я только приезжаю в Геленджик или в другие города по своей работе, а меня, как увидят, сразу приглашают выступить с лекцией в санаториях. Кругом меня знают как лектора такого масштаба …».
Интересуюсь: «А перед членами КПРФ Вы выступали?».
Надежда Мироновна пожимает плечами: «А никогда никто не приглашал…». Далее я задала следующие вопросы.
С.Ч.: Надежда Мироновна, как Вы познакомились со своим будущим супругом?
Н.М.Л.: По комсомольской линии. После демобилизации Николай Федорович поступил в нефтяной техникум (угол улиц Седина и Мира), где его избрали секретарем комитета комсомола.
А я была секретарем ВЛКСМ города Краснодара. Кстати, парк "Дендрарий" сельхозинститута – это моё "детище". Будучи секретарем, депутатом городского Совета, я провела через горсовет эту землю. Нам, комсомолу, дали ее решением Краснодарского горисполкома. И мы с профессором сельхозинститута И.С. Косенко, по его плану и программе, посадили этот уникальный Ботанический сад.
Я знала, что есть такой Тихненко Н.Ф., но я его не видела. Набирали активных молодых ребят, т.к. строили тогда ХБК, КСК, переносили трамвайную линию… Комсомольцы нужны были везде. Я поручила моему секретарю Шуре: "Звони Тихненко". И двадцать человек уже есть. Так мы встретились.

Хочу сказать, что у меня было довольно много кавалеров разных. Но мне сразу понравилась его воспитанность, образованность и интеллигентность (даже слово "черт" я не слышала от него никогда, а мы уже 64 года вместе). Он высочайшего образования человек. Никогда не пил, никогда не курил. Родился в беднейшей многодетной семье на хуторе возле Армавира. Родители – колхозники. Отец выпивал. А вот сын Николай - никогда. Он служил не просто во флоте, а на острове Русский, где располагалась сверхсекретная военная часть, в которой работали 30 офицеров, которые знали по два-три иностранных языка. За 5 лет службы на этом острове Николай Федорович и его боевые товарищи не видели ни одной женщины. Зато он там занимался самообразованием, изучил английский, немецкий, прочел сотни книг, пройдя, по сути, столько университетов, сколько, наверное, ни одному академику и не снилось.

С.Ч.: Вы его увидели, и он Вам сразу понравился?
Н.М.Л.: Нет, нет, нет. Поначалу любви особой не было никакой. Но было вот что … Мой отец – внебрачный сын известнейшего польского графа Браницкого, владевшего на Украине древним имением в Белой церкви, - был очень высокообразованным и культурным человеком, никогда ни на кого не повышал голос, не имел вредных привычек. И эти черты своего отца я увидела у Тихненко Николая. Фактически я согласилась стать его женой, видя в нем как бы образ своего отца.
Через два года после женитьбы он закончил с отличием техникум и уезжает обучаться в Грозненский институт. И я, конечно, уезжаю тоже в Грозный.
С.Ч.: Надежда Мироновна, расскажите немного о себе.
Н.М.Л.: Я родом с Украины. Мы такие бедные были. Меня даже отдали нянчить детей, потому что не на что было жить.
В войну мой отец ушел на фронт и не вернулся - погиб 18 апреля 1945 года в Германии в яростных боях за Берлин. И вот тогда я сказала, что фамилию свою - Левченко - никогда не поменяю. И все женщины нашей семьи берут фамилию дедушки, а не мужа. (Смотрим фотографии) … Отец мой похоронен в Германии. Вот здесь была табличка "Здесь похоронен неизвестный солдат". А потом вставили "Левченко Мирон Григорьевич". Три раза я ездила туда на могилу.
С.Ч.: А как Вы его нашли?
Н.М.Л.: Это не я его нашла. Это немцы. Город Коттбус - большое кладбище погибших там советских солдат.
В годы войны наша семья переехала из Киева в г. Фастов, к бабушке, где мы прожили всю войну. А когда она закончилась, мой старший (на два года) брат пошел работать кочегаром, для того только, чтобы я поступила и закончила техникум. После окончания киевского техникума меня послали в Краснодар, и я сразу же забрала маму и брата с собой.
Проработав в Краснодаре год в вагонном депо, я пошла на повышение, став начальником финансового отдела Отделения железной дороги. Через полтора года я уже была помощником начальника политотдела на железной дороге по комсомолу. Еще через год меня уже избрали секретарем горкома ВЛКСМ.
Тогда молодость, энергия били ключом и было огромное желание работать. Я пешком от Краснодара добиралась до ст. Кавказской, пешком - до Тихорецкой, пешком - до Тоннельной. Прошлась по всем железнодорожным будкам, чтобы воочию узнать, как работают и живут путевые работники, как их детей возят в школы… Где-то на полустанке заночую и дальше по путевым будкам… И вот на краевой конференции железнодорожников мне дают слово. За трибуной я рассказала, как работает политотдел комсомола, как "живет" железная дорога, чем занимается наш комсомол. Через три дня после конференции меня приглашает первый секретарь крайкома комсомола: "Вот Вы на железной дороге сколько работаете?". Я: "Всего четыре года, а в политотделе год". "Достаточно, - говорит он, - через два месяца будет городская конференция, и мы хотим Вас рекомендовать на избрание секретарем городского комитета комсомола".
Николай Федорович уезжает учиться в Грозный, я здесь отчитываюсь и тоже еду туда. В Грозном меня рекомендовали заведующей социального отдела горкома партии. В моем ведении находилась вся торговля, все учебные заведения, вся медицина… Отец нынешнего Президента Чечни Р. Кадырова у меня работал инструктором в отделе… И при мне же там восстанавливалась послевоенная Чечня. Я, можно сказать, в самом пекле тогда была. Когда высланные чеченцы из Казахстана возвращались, их старики с молодых брали слово, что, когда придешь на свою землю, отомсти русскому. Это были 1955-1956 годы. Тут такое началось… Когда приходил состав из Казахстана, мы перед этим собирали всех коммунистов в Грозном, чтобы организовать дежурства - охранять наши семьи и помогать милиции. Более того, когда депортировали чеченцев, их дома заселили людьми из других регионов. А те по возвращению всем семейством размещались возле своего дома, устанавливали свои палатки. Вы можете дальше продолжать жить в этом доме? Таким образом, русских выживали, и началось их обратное переселение. Я столько всего насмотрелась там, работая в Грозненском горкоме партии…
Когда Николай Федорович окончил там институт, ему предлагали должности и секретаря райкома партии, и даже секретаря обкома, предлагали любую работу лишь бы я не уезжала. Но он - кубанец и хотел жить только на Кубани. Приехал в Славянск-на-Кубани, где в то время уже открыли нефть, заработали нефтяные скважины. Он пошел на этот нефтяной промысел простым специалистом. А я в Грозном проработала еще год. Получила 3-х комнатную квартиру.
С.Ч.: В те времена ценили специалистов такого уровня…
Н.М.Л.: Ох и ценили, ох и ценили. Вы не представляете!… И я вот эту трехкомнатную квартиру захотела поменять на Краснодар. Но из Краснодара в Чечню теперь никто не хотел ехать. С большим трудом мы поменялись на завалюху в Краснодаре.
В Краснодаре меня хорошо знали и помнили по комсомольской работе. В это время создавались совнархозы, и я иду в Краснодарский совнархоз заместителем начальника отдела труда и зарплаты. Работаю с Н.К. Байбаковым, переведенным Хрущевым на должность председателя Краснодарского совнархоза. Николай Константинович - большая известность и первая величина в СССР - легендарный нефтяник, председатель Госплана СССР. Я работала  - одна женщина и шесть мужчин. (Показывает фото).
Это моя первая работа по возвращении в Краснодар - совнархоз. Вот я уже работаю по своей специальности - экономистом, в то же время являясь секретарем парткома совнархоза. Но они просуществовали недолго - 3 или 4 года. Я получила квартиру в новом доме на "Черемушках", которые только строились в Краснодаре. Когда совнархозы ликвидировали, меня перевели в Управление сахарной промышленности. Я работала в объединении сахарной промышленности, где мы построили 13 сахарных заводов (было всего 3 на Кубани). Там я работала с Николаем Игнатовичем Кондратенко - это мой первый товарищ и друг. Затем он ушел работать в крайком партии, а я перешла работать в Институт повышения квалификации руководящих работников Министерства пищевой промышленности СССР (на ул. Октябрьской). Таких институтов было три в Союзе - в Ленинграде, Одессе и у нас в Краснодаре.
Мой супруг, Николай Федорович, после перевода из Славянска в Краснодар, работал в научно-исследовательском институте, защитил диссертацию, кандидат технических наук. Его качества тоже высоко оценили в нашем крае, пригласив в крайком партии, где ему подчиняются все строители, все нефтяники, все газовики и все работники минеральных источников Северного Кавказа. Около 4-х лет он работал в крайкоме партии, а потом - в Госгортехнадзоре, полностью контролирующем всю техническую безопасность, все вредные и опасные работы. 25 лет он работал начальником Госгортехнадзора Северного Кавказа. Это должность генеральская с подчинением только Москве. Медунов ему звонит, секретарь Ставрополья, секретарь Осетии: "Николай Федорович, разрешите…". Когда пробурили здесь скважину в надежде найти нефть или газ для Краснодара, оказалось, что это минеральная вода. Тогда крайисполком решил закрыть ее, мол, зачем она нужна? Но Николай Федорович принимает постановление - открыть водолечебницу. Вот поэтому Бальнеолечебница до сих пор "кланяется" Николаю Федоровичу. А когда он уже при Ельцине уходил на пенсию, приходит домой и говорит мне: "У тебя, наверно, есть строители знакомые? Нам ведь ремонт нужно делать в квартире". Вот такой он человек  -разносторонний, но не хозяйственный в домашнем быту. Все домашние дела на мне.
С.Ч.: Чем занимались комсомольцы Краснодара в советское время? Ведь это были не просто какие-то разовые, пусть даже благотворительные акции, как сейчас? По всем направлениям общественной жизни кипела работа.
Н.М.Л.: Прежде всего, в райкомах и горкомах комсомола были инструкторы, которые занимались воспитательной работой в учебных заведениях - в школах, ВУЗах, техникумах и т.д. Мы всегда знали, как там работают комитеты, какие насущные вопросы ими обсуждаются. Вторым направлением было - участие комсомола абсолютно во всех хозяйственных вопросах в городе: по производству, по расширению благоустройства города - переносили трамвайную линию, реконструировали парк им. Горького, помогали строить ХБК, КСК. Всё это делалось добровольно, бесплатно. Это всё рассматривалась, как помощь. Обязательно проводилась политучеба: в комсомоле - комсомольское просвещение, у партийцев - партийное просвещение. Патриотическое воспитание молодежи: встречи с участниками войны, ударниками социалистического труда. (Николая Федоровича Тихненко и сейчас регулярно приглашают школы на встречу с молодым поколением краснодарцев. Даже детские сады, а вот комсомольцы - никогда. Как же так?).
В советское время нашим комсомолом организовывались поездки на Дальний Восток, БАМ. Были по всему краю комсомольские слеты, встречи, спортивные соревнования, поэтому многие комсомольцы на этих мероприятиях знакомились и потом поддерживали дружбу. Комсомольцы много читали, знали все городские библиотеки. Обсуждали книги. Были и читательские конференции.
С.Ч.: Вы проводили широкую просветительскую работу?
Н.М.Л.: Я была лектором "Общества "Знание". О нашем крае рассказывала на Филиппинах, в Японии (Токио, Нагасаки), в Чехословакии. Меня перед "перестройкой" крайком партии направлял работать с группами приезжающих к нам делегаций, состоящих из директоров предприятий и санаториев, колхозов, совхозов, хлебозаводов, рассказывать о Краснодарском крае. Я знакомила их с тем, что выращивается на полях Кубани. В другие регионы и страны мы везли собой продукцию с предприятий края и там показывали кубанские караваи, овощи, фрукты… Были представлены и "Сад-Гигант", и "Михайловский"… Мы также рассказывали о наших санаториях, учебных заведениях и т. д. Привозили с собой видеоматериал. Нам было что показывать и чем гордиться.
С.Ч.: Как и с чего начался Ваш бизнес в новых условиях?
Н.М.Л.: Когда началась "перестройка" меня вызывают в крайком и говорят: "Вы учили руководящих работников со всего Союза. А сейчас созданы кооперативы, и мы просим Вас обучать председателей кооперативов. И вот вечером после работы я шла на Красную, 5 и проводила занятия с председателями кооперативов. Но этих учебных занятий было недостаточно, люди нуждались в регулярных консультациях, и крайком поручил мне создать такую организацию. В 1990 году первой из таких обучающих и консультирующих коммерческих организаций города стала моя фирма.
И сейчас я являюсь руководителем двух аудиторских фирм. Мы проводим семинары. Вот скоро будет пятидневной семинар в Архипо-Осиповке.
Я постоянно провожу семинары для руководителей фирм, бухгалтеров, всех финансовых работников. Учу их, например, как избегать штрафов. Потому что, за каждый шаг, если неправильно применил закон, - штраф. Я столько читаю, пишу, и отслеживаю новые законы… Я Вам покажу, сколько я выпустила книг, сколько написала брошюр: "Как снизить страховые взносы без претензий фондов и сотрудников", "Полная материальная ответственность", "Социальная оценка условий труда", "Начисление пособий и отпускных", "Актуальные вопросы малого бизнеса", "Представительские расходы", "Методические указания по инвентаризации" и мн. др. Каждый год я провожу семинары. Сейчас администрация Прикубанского округа города ставит вопрос: когда будем собирать председателей садоводческих товариществ? Когда будем председателей ТСЖ собирать? Работы очень много.

Как видим, у Надежды Мироновны Левченко - умной, деловой и моложавой женщины, внесшей в свое время весомый вклад в партийную и комсомольскую работу, общественную жизнь нашего Краснодара, энергии не занимать. Она активный участник восстановления Краснодарского городского отделения КПРФ. Ее убежденность, прямота и огромный опыт на руководящих должностях позволяют открыто выражать перед нынешним Бюро крайкома КПРФ свое отношение к неправомерному исключению из КПРФ ветерана партии, имеющего награду ЦК КПРФ "Партийная Доблесть" Кузьмичевой Л.И.

Однопартийцы Левченко Надежды Мироновны, являющейся для них примером настоящего коммуниста, желают ей счастья, здоровья, успехов и долгих лет жизни!

Беседу провела и записала С. Черкашина

Желающие приобрести книгу Н.Ф. Тихненко "Наше дело правое" могут обратиться по телефону: 8 918 452 75 29

Фото:
Черкашиной С.Б.
Из личного архива Левченко Н.М. и Тихненко Н.Ф.
а также с сайта
: https://visualhistory.livejournal.com/853468.html

 

 

Просмотров: 1578 | Добавил: SV-Cher-K | Теги: Краснодар, Грозненский горком КПСС в послевоен, горком ВЛКСМ, КПРФ, Левченко Н.М., Тихненко Н.Ф.
Всего комментариев: 0
avatar